Jump to content

Чем православие отличается от католицизма?


Recommended Posts

Pinned posts

ЧЕМ ПРАВОСЛАВИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КАТОЛИЦИЗМА?

http://www.vokrugnovostei.ru/pixs/10013263461.jpg

Первое, что приходит на ум: непогрешимость Папы, Чистилище, реже принцип Филиокве. На самом деле различий куда больше и они глубже.

Со времени 2-го Ватиканского Собора (1962) который пересмотрел многие аспекты канонического закона, раскол между церквами расширился.

Но многие различия наметились ещё до раскола Церквей в 1054 году.

Oднако, после взаимного упразднения анафем Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором в 1964 году, серьёзные богословы уже не решаются заявлять, что Церкви расколоты, а таинства их недействительны и не действенны.

 

1. ВЕРА и РАЗУМ

 

Следуя примеру Святых Отцов, Православие использует результаты науки и философии, дабы объяснять Веру. Однако, в отличие от Католицизма, Православие не полагается на науку, чтобы изменять догматы Веры. Православие не стремится объяснять противоречия между Верой и Разумом. Православие не делает попыток логически обосновать истинность Писаний. Если наука случайно подтвердит то, чему учит Церковь, Православие не отвергнет такой информации. Однако, в случае даже очевидных противоречий, Православие не делает ни малейших усилий достичь компромисса.

 

Например, древние греки (Гераклит, 6 век до н.э.) развили учение о Логосе. Евангелие от Иоанна начинается словами: "В начале было Слово" (Логос, по-гречески). Логос язычников был не Богом, как у Христиан, а неким абстрактным принципом, силой, судьбой, необходимостью, разумом, универсальным законом, и прочими атрибутами, с помощью которых Бог создает и организует Мир. Православие, следуя за Св. Отцами, считает сходство Логоса Библии и Логоса Гераклита, просто знаком Провидения, а не закономерной эволюцией понимания человеком концепции Божества.

 

Католицизм приписывает человеческому интеллекту несравненно большую ценность, чем Православие. История Католицизма полна примеров включения результатов светской философии в состав Канона. Например, в 13 веке Фома Аквинский включил в Католицизм Аристотелевскую философию. И с тех пор, Католики многократно изменяли Каноны под влиянием Разума, иногда весьма радикально. Были изменены Теология, Таинства, и структура Церкви.

 

2. ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТРИНЫ

 

Православие не считает, что Учение Христа время от времени претерпевает изменения. Напротив, Православие полагает, что следует сохранять Веру такой, какой она досталась Апостолам от Христа. Православные 21 века верят в те же самые принципы, что и Православные 1, 5, 10, 15 веков.

Православие признает некоторые чисто внешние перемены (моду облачений священников, монастырские правила, новые посты, правила Вселенских и Поместных Соборов, и т.п.) но ни слова не было изменено в Символе Веры. Целью любых перемен было исповедание старой Веры в новых обстоятельствах. Например, Библия и Служебники были переведены на новые языки. Или были добавлены обряды, подчеркивавшие этнические особенности новообращенных племен. Но сохранялся принцип : "Един Бог, Едина Вера и Едино Крещение".

Главными свидетелями традиции помимо Св. Писания (Ветхого и Нового Заветов), у Православных являются Св. Предание - Учение Св. Отцов (Греческая, Латинская, Сирийская и Славянская школы). Их место в составе Православной традиции не подвергается ни малейшему сомнению или изменению.

 

Католицизм же создал концепцию "эволюции доктрины" и поэтому не может продемонстрировать непрерывности Кредо и Канона. Католики развили идею (Кардинал Ньюман, 19 век) о том, что Христос дал только "зерно Веры", которое зрело и рoсло в веках. Они утверждают, что Святой Дух выращивает Веру по мере роста Церкви и изменения обстоятельств.

 

Поэтому Католицизм рассматривает свою Теологию, как прошедшую несколько стадий роста и включившую в себя новые знания. Учение Св. Отцов в этой схеме рассматривается как важная, но лишь начальная стадия, за которой последовала вторая - Средневековая Схоластика, за которой последовали другие новые идеи, например, идеи Ватиканских Соборов. Поэтому новые догмы, такие как "непогрешимость Папы" могут быть представлены верующим по мере их возникновения, если Церковь сочтёт их необходимыми для их спасения. Предполагается, что новые догмы могут быть найдены в Традиции в "зачаточном состоянии", как намёки, или зерна, ждавшие своего часа, чтобы дать побег.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИЧИЙ

 

Различия Исповеданий можно классифицировать и перечислять по-разному.

Например, так: догматические, теологические, церковно-организационные, обрядовые, миссионерские, политические, нравственные.

Догматические - их немного, но они трудноустранимы, ибо уже внесены в Догму, и изменить их можно лишь Соборным Решением.

Я попытался организовать их перечисление иначе, в рамках описания структуры Веры и Ритуала: Бог, Богочеловек-Христос, Человек, Богородица, Церковь, Каноны, Таинства, Иконы, Обряды.

 

4. БОГ

 

Постижение Бога

Католицизм считает, что человеческий Разум в состоянии доказать, что Бог существует, является вечным, бесконечным, бестелесным, всемогущим и т.п. Эта концепция проникла в Католицизм в средневековье (Дамаскин, Эриугена, Эккарт, Кузанский, Бёме), под сильным влиянием мистического течения Ислама (суфизма). Этот Бог - не "Бог Авраама, Исаака и Иакова, но Бог мудрецов и философов" по знаменитым словам Паскаля.

 

Православие полагает (следуя учению Св. Отцов), что знание Бога имманентно присуще человеческой природе, врожденно и интуитивно, и что именно так люди Его и постигают. И если Бог не говорит с нами напрямую, то мы не в состоянии Его понять нашим слабым логическим Разумом.

Католики считают, что в Мире Ином, человек сможет своим интеллектом (и с помощью Милости Божией) осознать самую Сущность Бога. Однако, по учению Св. Отцов это невозможно в принципе, даже и сама Милость Божия не даст человеку такой силы. Спасенные смогут увидеть Бога только в облике Христа во Славе Его.

 

Сущность и Атрибуты Бога

Католики никогда не занимались исследованием вопроса о различиях между Сущностью Бога (тем, что Он есть) и Его Несотворенными Атрибутами (Силами, которыми Он Себя проявляет).

Св. Григорий Палама пытался объяснить эту разницу, сравнивая Бога и солнце. Подобно тому, как у солнца есть лучи, у Бога есть Его Силы (среди них Благодать, Милость, Покой и Свет). Именно своими Силами Бог создал, поддерживает и правит Мир. Именно Силами Он преобразует и обожествляет творение, Он наполняет творение, как вода наполняет губку.

 

Милость Божия

Еще одно важное различие относится к Милости Божией.

Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей.

Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость - есть мистический атрибут и Сила Божия.

 

Дух Святой и Филиокве - догматическое различие.

Католики полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (принцип Филиокве).

Этот принцип (предложенный впервые на Поместном Соборе в Толедо в 589 году) противоречит Апостольской традиции, по которой Бог-Отец - единственный Правитель (монарх) Сына и Духа Святого.

Нарушается Правило 7-е постановлений 2-го (Константинополь, 381 г.) и 3-го (Ефес, 431 г.) Вселенских Соборов.

Католики изменили в 11 веке Папским декретом (без утверждения Собором) Кредо Никейского Собора (4 век), добавив к нему 8-м членом Символа Веры Принцип Филиокве:

"Верую в Духа Святого, Бога, Дарителя Жизни, исходящего из Отца и Сына..."

 

5. БОГОЧЕЛОВЕК

 

Почему Христос стал человеком и принес Себя в жертву?

Католический ответ на этот вопрос отличен от Православного.

 

Искупление чего: Преступления-Греха или Наказания-Смерти?

Следуя Св. Преданию, Православие считает, что Христос на Кресте "отдал Свою душу для искупления многих" (Мат. 20:28). Этот выкуп был уплачен Аду: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их" (Ос. 13:14). По-сути, выкуп этот был заплачен Сатане, как хозяину Ада и повелителю мертвых. Христос-человек добровольно отдал Себя Смерти.

 

Православие: Бессмертие и Обожение Человека

Но умерев, Он воскрес и победил Смерть ("Смертию Смерть попрал"), потерявшую свою власть не только над Ним, но и над всеми подобными Ему людьми. Обретая такую свободу, любой человек сам становится богоподобен (проходит процесс его обожения - деификация) и в конце концов воссоединяется с Богом.

 

Католичество: Вечная Кара и Справедливость

Согласно Католицизму, Христос пожертвовал Собою, чтобы исполнилась Божественная Справедливость, создавшая Смерть как кару в ответ на Первородный Грех Адама, оскорбившего вечного Бога, кара которого тоже вечна, и перенесена на потомство Адама. Но смерть Христа снимает древнее проклятье и торжествует Справедливость.

 

Синтез идей

Исторически, концепции обожения Католицизм внимания не уделял, разрабатывая свою легалистскую теорию Справедливости. Но в последнее время и Католические теологи осознали важность концепции обожения и наметилось сближение Исповеданий в данном вопросе.

 

6. ЧЕЛОВЕК

 

Природа человека

Оба Исповедания согласны в следующем: человек от природы добр, находится в союзе со Св. Троицей, которая его сотворила. Человек создан по образу и подобию Божьему. Подобие означает нравственные достоинства, образ - свободу воли и разум. Женщина создана, как помощница мужчине, они должны жить в согласии и взаимном уважении.

 

Греховность: Первородный грех, Смерть, Распятие.

Начиная со Св. Августина, Католики верят в концепцию "первородного греха", которым наделены не только Адам и Ева, но и все их потомки.

Православные, следуя учению Св. Отцов, полагают, что единственная кара за первородный грех есть смертность и связаные с нею страдания (старость, болезни, страх, жадность и т.п.).

Долгое время Католики были глухи к этой концепции, о том, что человек - раб смерти, которой манипулирует дьявол. Даже дьявол в первые века Католицизма был вытолкнут на обочину религиозного сознания. Поэтому и Распятие понималось Католиками как взятие Христом на себя наказания человечеству за первородный грех. Православие же всегда считало, что Христос пострадал не за этот старинный грех, а принес себя в жертву, дабы выкупить у дьявола наказание за него - смерть.

 

Греховность: Искупление, Епитимия, Чистилище.

По Католическому Исповеданию, души, которым суждено войти в рай после Дня Страшного Суда, пока находятся и очищаются в Чистилище (за несколькими исключениями). Все остальные идут в Ад на вечные муки.

Происхождение доктрины: в древней Церкви на верующего за грехи возлагались очень суровые, часто многолетние наказания (епитимия), лишавшие его доступа к Причастию. Многие так и умирали без Причастия. Дабы избежать этого, Католики выдумали способ переноса части расплаты за грехи на загробную жизнь - Чистилище. Это дало им возможность уменьшить бремя прижизненного наказания.

Православие не признаёт этой доктрины.

 

Греховность: Искупление, Благотворительность

Православие не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает "правоверие" благотворителя, если не соблюдены остальные требования.

В Католицизме, благотворительностью можно искупать грехи, в Православии нет.

 

Греховность: Раскаяние, Прощение, Милость Божия

Другая инновация Католицизма в том, что Христос и Его Святые произвели и производят больше Милости, чем было необходимо для спасения живых. Эти излишки можно подарить раскаявшимся грешникам, например, тем, кто в Чистилище. Или продать в форме Индульгенций (это делалось и было осуждено обеими Исповеданиями).

Кроме того, Богородица и Святые "получили право" на раздачу "прощения грехов" тем, кто находится в Чистилище, чтобы сократить им процесс очистки.

 

Цель воспитания: Любовь или Воля?

Католицизм воспитывает в пастве дисциплину воли и покорность внешнему церковному авторитету, даже в вопросах добра и зла, греха и его допустимости. В католиках воспитывают идею, что постоянными усилиями воли они способны понудить себя к предписаной авторитетом Церкви Вере.

Православие старается пробудить искренюю любовь к Богу через любовь ко Христу, считая, что именно любовь пробуждает в душе христианскую волю и совесть.

Православие полагает, что слепое подчинение авторитету заглушает личную совесть, что ни любовь, ни Вера, ни совесть воле не подчинены, и могут совсем не отозваться на ее "понуждения".

Можно принудить себя ко внешнему служению (молитве, стоянию и поклонам, милостыне), но невозможно вынудить у себя благоговение, любовь, сострадание, милосердие и благодарение. Только внешнее "благочестие" повинуется воле, но оно может быть видимостью или притворством.

За любовью — как земною, так и духовною — мысль и воображение следуют сами собой, естественно и охотно; но воля может биться над ними всю жизнь и не подчинить их своему давлению. Из раскрытого и любящего сердца — совесть, как голос Божий, заговорит самостоятельно и властно.

 

Методы Обращения в Веру

Православие настаивает на чистоте религиозного созерцания и свободе обращения от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета, материальной выгоды и помощи (даже от благотворительности). Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере.

Православие следует Св. Апостолу Павлу (2 Кор. 1, 24) и не стремится "брать власть над чужою волею", но "споспешествовать радости" в сердцах людей; и твердо помнить завет Христа о "плевелах", не подлежащих преждевременному выпалыванию (Мф. 13, 25-30).

Католицизм же считает, что "цель оправдывает средства", и что для обращения можно прибегать и к давлению.

 

7. БОГОРОДИЦА

 

Непорочное Зачатие - догматическое различие.

Православные отвергают Католическую версию догмы "непорочного зачатия" введенную в Кредо Папой Пием IX в 1854 г. По этой догме: "С момента зачатия, Благословенная Дева Мария была, по особой милости Всемогущего Бога и за заслуги Иисуса Христа, Спасителя человеков, освобождена от всех последствий первородного греха."

 

Для этой теории нету никаких оснований ни в Св. Писании, ни в Св. Предании. В ней введены в оборот новые идеи, например "заслуги Христа", безо всяких на то оснований в Писании.

Православные не считают, что Богородица (и другие люди) родилась с унаследованным Адамовым грехом. Однако, она, как и все, унаследовала смертность.

Поэтому Православие отвергает эту инновацию Католицизма.

 

Вознесение Богородицы - догматическое различие.

В 1950 г. Католики установили еще один новый догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии.

 

Несмотря на глубочайшее почтение к Богородице, Св. Отцы отмечали, что и она согрешила до Воскресения её Сына. Св. Иоанн Златоуст упоминает о том, что во время свадьбы в Кане Галилейской, она давала Ему указания (Иоанн 2: 3 - 4). Но восприяв Святого Духа во время Пятидесятницы, она смогла очиститься ото всякого греха и умерла безгрешною.

 

8. ЦЕРКОВЬ

 

Есть различия в вопросах Иерархии, статуса Папы, епископа и священника, монашестве, разделении властей, обращении.

 

Принцип Соборности

Православие считает единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенскими и Поместными соборами. А не декретами иерархов.

 

Статус Папы - догматическое отличие.

Обе Церкви признают, что Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом.

Однако, Католики считают Папу:

- Наместником Христа на Земле

- Главой Вселенской Церкви

- Главным Епископом всех Католиков,

- Учителем Веры

- Интерпретатором Христианской Традиции

- Непогрешимым (экс-кафедра), т.е. выступая от лица Церкви, Папа защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины. Догмат об учительской непогрешимости Папы был утверждён I-м Ватиканским собором в 1870 г.

 

Другие католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.

 

Православие хотя и уважает ранг Папы, как первого епископа, но признает единого главу Церкви — Иисуса Христа. Православие считает, что все епископы равны, как были равны рукоположившие их Апостолы. Православие считает двоевластие в епархиях ересью.

 

Епископ и Иерархия

Каждый из епископов может возвести свою линию к Апостолам (апостольское преемство), является "живой иконой Христа". Среди епископов есть ранги - архиепископы, митрополиты, примасы, патриархи, папы. Архиепископ - президент Синода епископов.

 

Различия: в Православии епископ обладает всеми апостольскими правами совершения таинств без ограничений со стороны других епископов в рамках Канона. Ранговые различия епископов используются только в административной деятельности Церкви или группы Церквей. Архиепископ не обладает большей экклезиастической властью, чем рядовые епископы.

В Католицизме Архиепископ может ограничить права подчиненных ему епископов.

 

Священник

У Католиков, священник действует "в образе Христа".

Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа.

 

Монашество

Оба Исповедания всегда обращали большое внимание на осознание верующими страстей Христовых через молитву (публичную и личную), посты (самоотречение), добровольное послушание и участие в Причастии. Поэтому высшей формой Христианской жизни считается монашество. В нём вся человеческая энергия целиком посвящена борьбе за совершенство.

Есть и отличия. В Католицизме монашество отступило на второй план с окончанием Средневековья. Католические монахи малы числом, разбиты на Ордена и живут в гуще общества. Среди них нет затворников и пустынников.

 

Ордена

Православие не чтит Католические орденские организации (в особенности иезуитов).

 

Разделение Духовной и Светской Власти

Православие в отличие от Католицизма не признает за Церковью и епископами Светской Власти.

В отношениях со Светской Властью Православие ограничивается советом, наставлением, обличением или отлучением.

 

Прозелитизм среди Христиан

Православие категорически его отрицает - это каноническое различие.

Прозелитизм - нарушение слов апостола Павла: "Я старался благовествовать не там, где уже известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим. 15:20). Резолюция глав Поместных Православных Церквей в Константинополе в 1992 г. запрещает прозелитизм среди христиан.

 

Католицизм же считает, что "благо" и "истина" в миру только там, где мирянами руководит католическая церковь.

Все остальные пребывают во тьме или в ереси и должны быть рано или поздно обращены. Католики даже организовали Крестовый Поход на уже крещёную Русь в 1243 г., совпавший с нашествием татар. Лишь в 1965 г. 2-й Ватиканский Собор признал Православных братьями по вере.

Это одна из основных доктрин Католицизма, проницающая его оценки, организации, решения и действия. Некатолическое в мире - должно исчезнуть: в результате или обращения, или же Погублением Божиим.

 

Методы Миссионерства

Православие признает свободу исповедания и отвергает дух Католической инквизиции — истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение.

Хотя и признаёт собственные сделанные в прошлом перегибы. Как впрочем, и Католицизм.

 

9. ИЗМЕНЕНИЕ КАНОНОВ

 

Священные Каноны были составлены Апостолами, Св. Отцами, и Соборами для руководства церковной и общинной жизнью. Право их применения и интерпретации принадлежит только епископам. Епископ может применять канон строго или мягко, хотя нормой является строгость.

 

В отличие от Католичества, Православие не рассматривает Каноны, как аналоги мирских законов, ограничивающих свободы или дающих человеку "права". Православие смотрит на них, как на руководство по созданию "нового человека" через послушание. Как метод тренировки в обретении достоинств и святости.

 

Католики постоянно изменяют Каноны, устраняют старые и вводят новые.

Католический Канонический Закон был изменен совсем недавно в очередной раз.

Православные, хотя и вводят иногда новые Каноны, делают это очень редко и, в основном, проясняя тонкости старых Канонов, но никогда их не отменяют. Ибо они вдохновленны Святым Духом.

 

10. ТАИНСТВА

 

Обе Церкви признают 7 основных Таинств - Крещение (Омовение, Конфирмация), Миропомазание, Причастие, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

Ритуалы почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.

 

Крещение

Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха".

Для Православных смысл Крещения иной - смерть для мира сего и воскресение для Царства Божия и жизни вечной.

У Православных ритуал Крещения объединяет 3 обряда:

- Баптизм (Омовение грехов),

- Крещение (Смерть для мира сего) и

- Воскресение (для Жизни Вечной)

символизируемых троекратным погружением в святую воду.

У обоих Церквей за Крещением следует Миропомазание.

 

Конфирмация

У Католиков она отделена от Крещения, и совершается лишь епископом над 7-летними детьми или новообращенными взрослыми, во время их "Первого Причастия", когда они уже могут сами осознать смысл Божьей Благодати.

 

Миропомазание

Таинство «Царственного Священства». В Ветхом Завете человек, призывавшийся Богом на служение, получал силу от Духа Божьего. Это относилось к народным харизматическим вождям (судьям), царям, пророкам и священникам Храма. В знак дарования силы Духа на голову избранника Помазывали - возливали из рога освященное масло оливы (елей). От этого обряда Помазания происходит и термин «Помазанник». Однако с наступлением мессианской эры дары Духа ниспосланы всем верным. Уже не отдельные избранники, а Церковь в целом становится «родом избранным, царственным священством, народом святым».

 

У Католиков и Православных нет фундаментальных различий.

 

Причастие (Евхаристия)

Православные считают, что творение (человек, вода, хлеб, вино, миро, елей) становится освященным тогда, когда призван Дух Святой.

Католики полагают, что это достигается не Духом, а самим священником, действующим "от имени Христа".

 

Католики-миряне латинского обряда обычно причащаются Тела и Крови Христовой "под одним видом", т.е. пресуществленным хлебом, православные же - "под двумя", т.е. пресуществленными хлебом и вином. В результате большинство православных богословов, ссылаясь на слова Спасителя: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин 6:53), объявляют католическое причастие нарушающим волю Спасителя и лишенным полноты благодати.

Полемика принимала порой крайне злобный характер - в 1415г. католическая Церковь анафематствовала Яна Гуса за осуждение причастия под одним видом, а Тридентский Собор 1563 г. предал анафеме всех критиков латинского обряда причащения. В Кодексе по каноническому праву 1917 г. подтверждается обязательность причащения мирян под одним видом. Однако с тех пор официальная позиция Католической Церкви несколько изменилась: хотя в решениях II Ватиканского Собора и подтверждается незыблемость решений Тридентского Собора, но вместе с тем допускается возможность причащения мирян под двумя видами по усмотрению епископов в случаях, специально оговоренных Апостольским Престолом - например, непосредственно после крещения, перед пострижением в монашество и т.д. Тем не менее, среди католических богословов нередки призывы к еще более основательным изменениям, к возврату традиций древней Церкви.

 

Ожесточенные споры велись между католическими и православными богословами и по вопросу, какой хлеб использовать для совершения Евхаристии - пресный или квасной. В силу сложившихся традиций на Западе до сих пор для Евхаристии используется пресный хлеб, хотя католикам разрешено причащаться и квасным хлебом, к примеру, в православных церквах. Православная позиция, опять же, является гораздо более жесткой, но скорее, исходя из исторической традиции, чем из богословских соображений.

 

Различие в интерпретации Св. Даров:

Некоторые видные католические теологи (св. Августин, например) считали их лишь "символами" присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация - Пресуществление в Тело и Кровь Христову.

 

Покаяние (Примирение)

Иногда этот обряд называют Исповедью или Отпущением грехов. В ранней Церкви Покаянию подвергался лишь возвращающийся в лоно Церкви отступник - лицо изгнанное из Церкви, или добровольно её покинувшее.

В современной Церкви Покаянию подлежит лицо, совершившее серьёзный грех, перед получением Причастия.

Покаяние - примирение с Богом, возврат к Нему после того, как общение с Ним было нарушено грехом. Грех изглаживается из жизни человека.

Различие минимально: у Католиков есть специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у Православных оно ведется с глазу на глаз.

 

Священство (рукоположение, хиротония)

Это церемония посвящения в сан: дьякона, священника или епископа.

Поскольку у Католиков, священник действует "в образе Христа", а Православные считают его лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа, есть и различия в деталях данного ритуала.

Главное в этом ритуале - призвание Святого Духа для того, чтобы в Нем являть людям Христа. Подобно древним харизматическим вождям и пророкам, священники действуют властью и силой Духа Божьего, посланного им через Христа.

 

Брак (Обручение и Венчание)

У Католиков венчание совершается навсегда, представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью. Священник играет роль свидетеля контракта. Контракт не может быть отменен ни при каких обстоятельствах, за исключением нарушений в его ритуале. В последнем случае, его можно аннулировать, как если бы его вообще не было. Единственной целью брака в Католичестве является деторождение. Разводы не практикуются, за исключением бесплодия.

 

У Православных, венчание не контракт, а мистический духовный союз, имитирующий союз Христа и Его Церкви. Вступившие в брак создают домашнюю церковь.

Свидетелем является не священник, а "весь Народ Божий", священник служит лишь посредником. Первостепенная цель брака в православии - осуществление самоотверженной любви и достижение духовно-телесного единства двух личностей, а затем - деторождение. Развод практикуется только в случае супружеской измены.

 

Елеосвящение

Церковь сообщает больному особую Благодать Божию, помогающую ему преодолеть тяготы связанные с болезнью или старостью, обрести мир и мужество, а также восстановить здоровье или подготовиться к переходу в вечную жизнь.

Различий нет.

 

11. ИКОНЫ

 

Обе Церкви едины в следующем - иконы не идолы и им запрещено молиться. Молиться можно только Богу.

На иконах разрешено изображать Христа, Богородицу, Святых, покойников.

Бога Отца изображать нельзя, ибо Его никогда не видели.

Бог Дух Святой являлся в виде голубя и язычков пламени и Его можно изображать в этих видах.

Бога Сына можно изображать лишь в Его человеческом облике.

 

Далее идут различия.

Православные иконы традиционно содержат лишь двумерные изображения, дабы подчеркнуть, что действие на них изображенное, происходит в ином измерении, в мире духа, куда обычными 5 чувствами проникнуть нельзя.

Святые лики, изображенные на иконах не просто совершенные личности, а гораздо большее - они прошли стадии преображения и прославления, а посему преисполнены Милостью Божией.

Православные чтут и целуют иконы, считая, что почитание иконы передаётся и Св. Лицу на ней изображённому.

 

Католическое искусство трехмерно, натуралистично, в нём разрешены статуи, и корнями оно восходит ко греко-римской языческой традиции. Священные персонажи Католических изображений подаются в их "естественном состоянии", "как живые". Эта идея восходит к представлению Католического Ренессанса о том, что "Милость Божия улучшает Природу" (а не просто наполняет её).

 

В Православии иконы играют бОльшую роль, чем в Католичестве, где они лишь средства визуального оформления и украшения богослужения.

Такое различное отношение к иконе восходит своими корнями к различиям в отношении к Божьей Милости, отраженном в иконографии. Православные считают, что икона является сосудом для передачи Милости Божией, а Католики веруют, что Милость передается людям лишь непосредственно от Св. Лица или во время Таинства.

 

12. ОБРЯДЫ

 

В отношении Водосвятия, Пострижения и др. различия минимальны.

Культура церковного пения: в Православии - Григорианский строй.

Молитвословие: Православие не признает Латыни единственным служебным языком.

Православные молятся оборотясь только на Восток. Католики - куда угодно.

Звон: Православие не признает звонка во время совершительных молитв. Традиции колокольных звонов тоже различны.

Знамение креста: у Православных трое-, а у Католиков двое-перстие.

Устроение алтаря: различно.

Пост: Православные не держат поста в Субботу (кроме Великой Субботы) и Воскресенье.

Коленопреклонение: Православные не становятся на колени по Воскресеньям, и отвергают Католическое "приседание".

Целибат: Православный клир может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат.

Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики - пресный.

Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду ("теплоту" - символ Св. Духа), Католики - только хлеб и белое вино (мирянам - только хлеб).

Православные монахи не состоят в Орденах.

Облачение клира: моды священства различны. Католические монахи могут носить светские одежды.

Православное духовенство должно быть бородато. Католическое в основном брито (хотя и не обязано).

Есть и более мелкие этнические расхождения.

 

13. ИСТОЧНИКИ

 

 

- Father Michael Azkoul, "WHAT ARE THE DIFFERENCES BETWEEN ORTHODOXY AND ROMAN CATHOLICISM?", http://www.ocf.org/OrthodoxPage/reading/ortho_cath.html

- Иван Ильин. "О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ". Журнал "Москва", 1993, №3. http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/center/sprav/katolicism/pr_and_kat.html

- Николай Державин. "ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦЕРКВЕЙ". http://rgcc.narod.ru/indul.htm

- Юрий Табак, "Учение о чистилище", http://rgcc.narod.ru/chist.htm

- "Догмат о Непорочном Зачатии Богородицы", http://rgcc.narod.ru/nepr.htm

- Митрополит Кирилл, "Католический Прозелитизм Среди Православных России", http://www.krotov.org/acts/21/20020625.html

 

Current Music: Бах, "Торжественная Месса"

Tags: Иисус, Православие, Христианство, обожение, религия, теология

 

(64 comments | Leave a comment)

Comments

From: henic

Date: September 25th, 2003 10:47 am (UTC)

 

 

источник

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 64
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

UnPinned posts

Интересно. Особенно понравилось: "Православное духовенство должно быть бородато. Католическое в основном брито (хотя и не обязано)". Это так сказать первичные визуальные признаки. =)))

Мне кажется различия поверхностны, если с исторической точки зрения взглянуть, возникли лишь по причине разделения власти и дележа прибыли, впрочем, как и все в этом мире. К тому же есть ещё униатская церковь, из которой вышел предыдущий Папа римский.

Link to comment
Share on other sites

Конфирмация

У Католиков она отделена от Крещения, и совершается лишь епископом над 7-летними детьми или новообращенными взрослыми, во время их "Первого Причастия", когда они уже могут сами осознать смысл Божьей Благодати.

 

Вот это мне в частности импонирует. Вырастет человек и сам решит нужно ему креститься или нет. Кстати, еще ни одни поп не смог мне объяснить зачем нужно Крещение. Один из них пытался продвинуть идею типа пока ты не крестился Бог не знает что ты по Земле ходишь, не сможет оберечь тебя от невзгод. На что я ему зада вопрос: Как же так? Если мы все творения Божьи и Бог является наших Отцом небесным то он должен знать. А если не знает или не хочет видеть меня, так получается что он просто плохой отец? На это у святого отца ни нашлось ни слов ни контраргументов...

Link to comment
Share on other sites

На это у святого отца ни нашлось ни слов ни контраргументов...

 

Такие святые отцы сейчас. В добрые времена святые отцы знали работы Ленина лучше любого политработника.
Link to comment
Share on other sites

Вырастет человек и сам решит нужно ему креститься или нет. Кстати, еще ни одни поп не смог мне объяснить зачем нужно Крещение.

 

мне нравится чьё-то высказывание: "можно и "отче наш" не знать да бога почитать". Это к тому нужны ли все эти атрибуты, обряды..
Link to comment
Share on other sites

Такие святые отцы сейчас. В добрые времена святые отцы знали работы Ленина лучше любого политработника.

 

 

Во во :)

помню как то в в конце восьмидесятых были в софрино

дарили подарок потриарху Пимену

вот тогда общался с ним и на тему Ленина

он его цитировал так что любой их университета марксизма ленинизма позавидовал бы :)

Link to comment
Share on other sites

Не силне в вопросах религии, но мне всегда казалось, что различие - это то, что католики Бога БЛАГОДАРЯТ, а православные, в основном, всегда ПРОСЯТ что-то.
Link to comment
Share on other sites

Интересно. Особенно понравилось: "Православное духовенство должно быть бородато. Католическое в основном брито (хотя и не обязано)". Это так сказать первичные визуальные признаки. =)))

Мне кажется различия поверхностны, если с исторической точки зрения взглянуть, возникли лишь по причине разделения власти и дележа прибыли, впрочем, как и все в этом мире. К тому же есть ещё униатская церковь, из которой вышел предыдущий Папа римский.

 

однако, они имеют одну специфическую особенность - в определенный момент времени каждое из них становится принципиальным. эта особенность является характерной для всех веросиповеданий. так скать, национальная черта теологов.
Link to comment
Share on other sites

однако, они имеют одну специфическую особенность - в определенный момент времени каждое из них становится принципиальным. эта особенность является характерной для всех веросиповеданий. так скать, национальная черта теологов.

 

Всегда должно быть то, на что можно негодующе указать оппоненту. =))) Ну и начать войну за что-нибудь вкусное. Староверов в Сибирь ссылали тоже с конфискацией имущества. Edited by Даниэль
Link to comment
Share on other sites

Всегда должно быть то, на что можно негодующе указать оппоненту. =))) Ну и начать войну за что-нибудь вкусное. Староверов в Сибирь ссылали тоже с конфискацией имущества.

 

нормальные люди стараются жить так, чтобы это что-то не возникало, а уж если вдруг, то найти компромисс.

а не культивируют их в печатных изданиях и на массовых встречах..

Link to comment
Share on other sites

Такие святые отцы сейчас. В добрые времена святые отцы знали работы Ленина лучше любого политработника.

 

Вспоминается анекдот:

Общается глава местного исполкома и батюшка:

- Выделите мне пожалуйста лавки на партсобрание

- Не выделю. В прошлый раз выделил, так их похабными словами исписали

- Если не дадите, то я вам комсомольцев для крестного хода не дам.

- Если не дадите комсомольцев, я вам монахов на субботник не дам.

- Если не дадите монахов, то я вам пионеров в церковный хор не дам.

- Если пионеров не дадите, то я вам монашек в сауну не дам.

- Батюшка, за такие слова можно и партбилет на стол положить!

Link to comment
Share on other sites

Не силне в вопросах религии, но мне всегда казалось, что различие - это то, что католики Бога БЛАГОДАРЯТ, а православные, в основном, всегда ПРОСЯТ что-то.

 

тогда я точно католик)))
Link to comment
Share on other sites

тогда я точно католик)))

 

а вот все больше склоняюсь к протестанству, коротенько, это:

 

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

 

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

 

Обряды и таинства

 

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Вселенских Соборов).

 

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Link to comment
Share on other sites

если верить яндексу в начале двадцатого века мой предок был предводителем баптистов северного казахстана и оренбуржской области..

Баптизм (от греч. ????????: крещение) — одно из направлений протестантского христианства.

Конфессия, вышедшая из среды английских пуритан. Баптисты отвергают крещение младенцев, признавая сознательное крещение взрослых людей по личной вере при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, в будние дни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвященные молитве, чтению, изучению и обсуждению Библии и т. п.

 

Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма, происходит от греческого слова «баптизо», и обозначает собой крещение, или омовение, через полное погружение в воду. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении.

баптисты - крутые:)
Link to comment
Share on other sites

Вот что мне нравится в католических церквях, так то что там служба проходит сидя, а не стоя, как в православных. Ибо стоять несколько часов с больной спиной — это жесть.
Link to comment
Share on other sites

 

Вот это мне в частности импонирует. Вырастет человек и сам решит нужно ему креститься или нет. Кстати, еще ни одни поп не смог мне объяснить зачем нужно Крещение. Один из них пытался продвинуть идею типа пока ты не крестился Бог не знает что ты по Земле ходишь, не сможет оберечь тебя от невзгод. На что я ему зада вопрос: Как же так? Если мы все творения Божьи и Бог является наших Отцом небесным то он должен знать. А если не знает или не хочет видеть меня, так получается что он просто плохой отец? На это у святого отца ни нашлось ни слов ни контраргументов...

 

Т.е. в американских фильмах малолетние дети католиков (до 7 лет) разгуливают в нательных крестиках - это подлог? Не крещен - крестик не носишь так ведь?

Странный священник право. Крещение у всех конфессий - это наречение именем перед Богом, т.е. видеть то он тебя видит, но размыто, с поправкой на ветер и птичек. А после крещения в небесной канцелярии за тобой закреплен определенный артикул, ну или прицел чтоли, и по точной наводке принимаются все твои благодарности и чаянья. Как-то так. =)))

 

нормальные люди стараются жить так, чтобы это что-то не возникало, а уж если вдруг, то найти компромисс.

а не культивируют их в печатных изданиях и на массовых встречах..

 

Ой-ли? Пенсионерке тете Фросе завсегда будет что предъявить соседу Игнатию - сотруднику Газпрома. =))) Перемыть ему кости с уважаемыми людьми на лавочке, облить валерьянкой капот на его Лехусе, чтобы кошки полазили ну и дальше по полету фантазии.

Это уже психология возведенная в культ: а у меня вот не так как у тебя, значит, в этом я лучше и правильней тебя, Бог один, грехи одни, молитвы тоже, в чем же тогда разница? Зачем новое течение? Стало Лютеру жалко бедных, люмпену не протиснуться в богатые храмы, загадит ещё, а у нас будет все проще подумал он, и давай переиначивать. Самое интересное, кто его поддержал в этом? Рабочие, крестьяне? Им это на фиг не нужно, храмы красивые, жизнь бедная, жена - дура, так хоть придешь на службу - приобщишься к недосягаемому, светлому и прекрасному. А если убранство упростить? Скидываться каждый год на обновление позолоты и муар уже не нужно, и почему это все на латинском? Проще нужно быть, зачем знать два языка? Хватит и одного, родного. Тут буржуазия зарождающаяся подгреблась, заинтересовалась, нужно же тоже подниматься над закостенелой аристократией, у которой даже псарь родовитей тебя. Ну и покатился ком развития религий. Сценарий всегда один и имеет политическую и материальную подоплеку.

 

если верить яндексу в начале двадцатого века мой предок был предводителем баптистов северного казахстана и оренбуржской области..

 

Баптизм (от греч. ????????: крещение) — одно из направлений протестантского христианства.

Конфессия, вышедшая из среды английских пуритан. Баптисты отвергают крещение младенцев, признавая сознательное крещение взрослых людей по личной вере при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

баптисты - крутые:)

 

А наиболее важные вопросы это какого характера? А то похоже на клерикальное общество получается. =)))

А Армстронг не был баптистом? Мне у него псалмы нравятся.

Edited by Даниэль
Link to comment
Share on other sites

Молодцы! Сидят и выбирают лучшее предложение, у какой религии какие условия. Это для некоторых как сотового оператора сменить :D

 

Евангелие от Луки:

"Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я, и это время близко. Не ходите в след их!"

Link to comment
Share on other sites

Вот что мне нравится в католических церквях, так то что там служба проходит сидя, а не стоя, как в православных. Ибо стоять несколько часов с больной спиной — это жесть.

 

В мечети вообще на коврике сидишь, да ещё и профилактика радикулита при наклонах . =)))

 

Молодцы! Сидят и выбирают лучшее предложение, у какой религии какие условия. Это для некоторых как сотового оператора сменить :D

 

=))) Я не выбираю, мне просто история религий интересна.
Link to comment
Share on other sites

многие придут под именем Моим, говоря, что это Я

 

и назовут себя РПЦ ..(можзно и так истолковать)

 

Сергей, не надо тут махать стягом и орать что именно твоя вера правильная. Мирно нельзя поговорить??

 

Кстати, я заметила, что православные, верят с надрывом что-ли, вот чтобы рубаху порвать на груди, вот за Богу, за Веру, за Сталина Царя!

Link to comment
Share on other sites

и назовут себя РПЦ ..(можзно и так истолковать)

 

Сергей, не надо тут махать стягом и орать что именно твоя вера правильная. Мирно нельзя поговорить??

 

Кстати, я заметила, что православные, верят с надрывом что-ли, вот чтобы рубаху порвать на груди, вот за Богу, за Веру, за Сталина Царя!

 

ты сама надрывная, не замечаешь? Я где-то сказал про православие, или то, что моя вера правильная?
Link to comment
Share on other sites

ты сама надрывная, не замечаешь?

 

может быть :)

Я дала себе труд перелопатить интернет и найти более-менее вменяемый и независимый, короткий сравнительный анализ.

На что не которые тут же отреагировали

Молодцы! Сидят и выбирают лучшее предложение, у какой религии какие условия. Это для некоторых как сотового оператора сменить

 

а до этого ты в другой теме употребил слово "перементуться", что какбе намекает. Ничего личного Сергей. Но создается впечатление,что РПЦ вроде как исконно правильная ,а остальных тут не росло :)
Link to comment
Share on other sites

Оль, не бывает такой Веры, что сегодня тебе нравится одно, завтра другое, и только потому, что меньше напрягает. Давай честно, ты просто не веришь. Не знаю, зачем ты задалась этим вопросом, но сейчас уже даже не модно крестик носить.

 

создается впечатление,что РПЦ вроде как исконно правильная ,а остальных тут не росло :)

А как ты предлагаешь? Не бывает много Истин, она лишь одна. :) А уж православие или нет - решать каждому.
Link to comment
Share on other sites

Оль, не бывает такой Веры, что сегодня тебе нравится одно, завтра другое, и только потому, что меньше напрягает.

 

я бы убрала из текста напрягает

когда человек верит, он неизменно ищет ответы на вопросы, они разные, под час - дикие, смешные и не нужные. Кому -то. Я для, положим, они правильные и своевременные. Мне нужные.

И если в одном месте на эти вопросы нет ответов, то просто надо поискать в другом.

Давай честно, ты просто не веришь

 

я не знаю. Бог есть = это я точно знаю. А вот верю - не знаю.

я просто ищу. найду - отвечу, верю я или нет. в любом случае не собиаюсь бездумно выполнять какие-то цирковые трюки с коленопреклонениеми и постановкой свечей, распеванием "Аллилуй" или битьем себя бубном по бритой башке.

 

А как ты предлагаешь?

 

Каждый выбирает себе любую конфессию, какая ему нравится, из всех равных. демократия жжжж
Link to comment
Share on other sites

не собиаюсь бездумно выполнять какие-то цирковые трюки с коленопреклонениеми и постановкой свечей, распеванием "Аллилуй" или битьем себя бубном по бритой башке.

интересный подход. Тогда тебе точно в протестанты - тем лишь бы не отрицать, что есть Бог, а Заповеди, не Заповеди - как сложилось, так и сделал. Подумаешь убил, я же знаю, что это плохо, пойду замолю грех и всё, и дальше можно.

А у католиков сложнее, точнее дороже: надо не только помолиться, но еще и индульгенцию купить.

Хуже всего православным - тут убийство не замолишь, грех ложится до конца жизни, и на Страшном Суде придется за него отвечать.

Так что да, зачем цирковые трюки выполнять, иди в протестанты. Хотя еще вот о чем подумай: вдруг Иисус был пророком, а не Бог, как он говорит? Нельзя же быть три-в-одном! Вобщем, решай, к умным или красивым тебе :derisive:

Link to comment
Share on other sites

не бывает такой Веры, что сегодня тебе нравится одно, завтра другое, и только потому, что меньше напрягает

 

открой глаза, вокруг посмотри, 90% истово бьющих поклоны именно такие

Link to comment
Share on other sites

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now
  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...