Перейти к содержанию
Форум Челябинских Автомобилистов

Рекомендуемые сообщения

Источник

 

 

Письмо читателя (скорее, даже читательницы): «Артем, здравствуйте. Очень интересно будет почитать Ваше мнение по такому поводу. Периодически в нашем городе происходит смена знаков, светофоров и проч., но люди упорно продолжают ездить по-старому! Пример: перекресток Труда-Кирова, где изменили знаки, и теперь можно поворачивать направо на Кирова из второго ряда тоже. Но постоянно второй ряд занят теми, кто едет прямо и стоит в ожидании светофора. По стрелке, как и раньше, можно повернуть только из первого ряда.

 
Или перекресток Блюхера-Салтыкова, где при движении по Блюхера в сторону  АМЗ уже несколько лет запрещено поворачивать налево на Салтыкова, но похоже у нас не смотрят на знаки и по привычке поворачивают чуть ли не каждый светофор. Как Вы думаете, как можно бороться с ездой «по привычке»? Спасибо!»
 
 
Бывает еще хуже. На упомянутом перекрестке Блюхера с ул. Салтыкова 15 октября 2009 года произошла тяжелейшая авария, виновник которой погиб, потому что ехал по привычке. Накануне того трагического дня на перекрестке изменилась схема движения. Если раньше можно было поворачивать с Блюхера на Воровского просто на зеленый (встречный поток при этом тормозился), то теперь появилась дополнительная секция светофора со стрелкой налево. Судя по всему, в тот день водитель «десятки» просто не заметил появившейся секции и, фактически, повернул на запрещающий сигнал, угодив под встречный Mitsubishi Galant.
 
 
Как с этим бороться? Еще в тот день я подумал, что неплохо бы устанавливать яркие аншлаги, которые предупреждали бы о серьезном изменении схемы движения. Причем такую норму стоило бы предусмотреть даже в ГОСТах, по крайней мере, для случаев, которые могут спровоцировать тяжелую аварию.
 
У дорожников, понятно, свое мнение – дескать, ездить нужно не по привычке, а по правилам. И с этим мнением трудно спорить, потому что оно чертовски верно, но я все же попробую.
 
По моим наблюдениям, среднестатистический водитель на знакомых маршрутах почти всегда ездит по привычке.  Он заранее знает расположение пешеходных переходов, направление главных дорог и режимы работы светофоров.
 
Хуже того, в половине случаев мы уповаем на интуицию, скажем, на пересечении пр. Ленина и ул. Пушкина мы на автомате считаем, что в вечернее время, когда работают знаки приоритета, главным является проспект Ленина. А вот вопрос посложнее: какая дорога главная на пересечении Сони Кривой и Энгельса? Вспомните этот перекресток: Соня в тот месте имеет 4 ряда, улица Энгельса - 6 рядов и в другом городе ее бы назвали целым проспектом.
 
Проведите мысленный эксперимент: возьмите перекресток, который вы проезжаете каждый день. Вы наверняка точно знаете, с какого ряда можно поворачивать направо и какая из дорог главная. Но попробуйте вспомнить, какие точно знаки находятся на перекрестке. Есть ли там табличка «Направление главной дороги», есть ли знак пешеходного перехода или запрет на движение грузовиков? На каких стойках расположены эти знаки? Не закрывает ли их листва? Я знаю, что эти подробности нам не особенно нужны, но если вы смотрите на знак каждый день, то должны их помнить.  
 
Но мы не смотрим на все эти знаки каждый день. Я думаю, если в один день какую-то дорогу вдруг сделают односторонней, немногие из нас увидят и правильно интерпретируют знак 5.7.1 или 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением». В большинстве случаев мы едем также, как в предыдущий день: 45% - память, 45% - интуиция, 10% - реальный анализ обстановки. За цифры ручаться не могу, но думаю, для ежедневных маршрутов пропорция где-то близкая.  
 
Вообще наше поведение вполне естественно. Если задуматься, то мозг просто старается работать по оптимальному алгоритму. Сначала он из всего многообразия знаков и сигналов выделяет те, которые непосредственно влияют на нашу безопасность, а затем запоминает эту практически-ценную информацию. Это дает нам возможность на знакомом маршруте ехать и думать о работе, говорить по сотовому телефону или просто мечтать, реагируя лишь на поведение других участников и светофоры. Остальное уже сидит в подкорке. Процесс вождения вообще очень автоматизирован, и именно поэтому новички так напряжены за рулем: у них нет автоматизмов, и все то, что мы делаем бессознательно, они выполняют усилием воли. Главное, чтобы езда совсем не превратилась в бессознательный процесс.
 
Наверное, один из рецептов избавления от слепой езды по привычки – штрафы ГИБДД. Лет 8 назад я не особенно знал расположение  пешеходных переходов в Челябинске, но вот за подобные нарушения ввели существенный по тем временам штраф, а жил я вблизи ул. Горького, изобилующей переходами и гаишными засадами. Умение видеть переходы развилось довольно быстро. Опять же в последние годы я ездил по Горького, не особенно глядя на знаки, потому что помнил их наизусть. Наверное, появись где-то новый переход, я мог бы и не заметить.
 
Да и вообще хотя ездить привычке удобно, главное, не перегибать палку. По крайней мере, нужно всегда распознавать ситуации, когда привычка может быть опасной. Скажем, если вы каждый день ездили через перекресток днем, когда работали светофоры, то проезжая его ночью невредно посмотреть, действительно ли главной является та дорога, на которую вы думаете. В Челябинске, где последние годы активно шло строительство, внимательнее нужно быть на расширенных перекрестках – схема движения поменялась почти везде.
 
Что касается ситуации, поднятой автором письма, то думаю, что в некоторых случаях водители видят новые знаки, просто игнорируют. Иногда просто считают их неадкватными. Есть теория, что водители охотнее соблюдают те правила, которые кажутся им логичными и естественными. Если запрет или предписание сильно конфликтует с житейской логикой, нарушать будут массово.
 
 
Почти каждый день я совершаю нарушение на 1500 рублей на одном и том же перекрестке ул. Чайковского с Бр. Кашириных. Здесь на Т-образном пересечении три ряда не имеют знаков движения по полосам, хотя основной поток с Чайковского идет налево на Кашириных. По правилам делать это можно из левого ряда, но тогда пробка растянулась бы до пр. Победы, а два соседних ряда пустовали. Поэтому здесь стабильно поворачивают налево с двух рядов, а в иные дни и с трех. В отсутствие знаков это не есть гут: поедет кто-нибудь из левого ряда прямо по Чайковского и чмок. Но схема движения настолько не соответствует реалиям, что тут нарушал бы даже этот зануда Шелдон из «Теории большого взрыва».
 
А вот позитивный пример. На многих трассах области знаки «Обгон запрещен» стали располагаться гораздо логичнее: во-первых, в понятных местах (где обгонять действительно не хочется), а во-вторых, с разумными зонами действия. Раньше на М-5 был участок, где запрет обгона действовал ажно 7 км. Когда интуитивная оценка ситуации совпадает с требованиями знаков, соблюдать их гораздо проще.
 
В общем, если подытожить, то эту сосиску нужно есть с двух концов. Водителям нужно избавляться от куриной слепоты и регулярно апдейтить свою базу данных знаков и светофоров. Дорожникам в некоторых случаях можно ставить дополнительные предупреждения, а саму организацию движения оптимизировать, чтобы она соответствовала водительской логике. У сотрудников ГИБДД, я надеюсь, скоро появится возможность контролировать не только тонировку и пешеходные переходы, но и редко наказуемые проказы. Например, нарушения знаков направления движения по полосам.  

 

Кстати согласен и думаю было бы здорово, если бы в местах смены знаков движения по полосам ГИБДД размещала предупреждающие временные транспаранты.

  • Плюс 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

Очередной повод штрафы драть с людей. Лучше на дорогах не будет - только прикрываются для отмыва денег.

Для водителей может и не будет, а для остальных точно будет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...